Блог
Экстренная и неотложная помощь в стоматологии

Основная информация, нормативно-правовая документация, информация об изменения в оказании медицинской помощи в условиях стоматологии.

Признаки, указывающие на необходимость проведения очных курсов в вашей клинике:

1. Отсутствие очных курсов в течение более одного календарного года сторонними специалистами.

- Такая необходимость обусловлена практически ежегодными изменениями в клинических рекомендациях.

- Также нужно учитывать необходимость проведения курсов для новоприбывших сотрудников, не только врачей, но и среднего медицинского персонала.


2. Отсутствие внутриклинических занятий по оказанию экстренной помощи в течение более 6 мес.

- В случае отсутствия регулярного самостоятельного и командного изучения теоретических и что не менее важно, практических навыков, есть огромная вероятность того, что без практики навыки забудутся или исказятся.


3. Отсутствие ответственного лица контролирующего уровень знаний и компетенций в сфере оказания неотложной и экстренной помощи внутри организации.

- Ответственность за кадры несет непосредственный руководитель и генеральный директор медицинской организации, не стоит рассчитывать на самостоятельное изучение материала сотрудниками без проведения контроля, в том числе контроля актуальности изучаемого материала.


4. Наличие таких препаратов в посиндромной аптечке:

- Эуфилин для купирования приступа бронхиальной астмы (не рекомендуется для применения вне стационара);

- Магнезия для купирования гипертонического криза (исключен из списка рекомендуемых антигипертензивных препаратов);

- Кальция глюконат, как препарат первой линии для купирования аллергических реакций;

- Клопидогрел, тикагрелор, гепарин при ОКС без подъема ST;

- Иные вариации более не применяемых препаратов или несоответствие дозировок.


Помните, что жизнь пациента зависит от вашей готовности к экстренным ситуациям и слаженности работы команды.

Экстренные состояния в стоматологии. Взаимодействие амбулаторного звена с бригадой СМП.

Тактика действий при экстренных состояниях: клиническая смерть

  1. Оценка витальных функций (сознание, дыхание, пульс).
  2. Немедленное проведение Сердечно-легочной реанимации врачем (старший бригады)(КГК 100-120 в мин) на твердой поверхности.
  3. Ассистент: Вызов второго врача и/или администратора
  4. Врач совместно с ассистентом: санация верхних дыхательных путей, тройной прием Сафара, КГК в комбинации с ИВЛ 30:2, анализ сердечной деятельности каждые 2 мин.
  5. Администратор: уточнение предварительного диагноза у врача, вызов СМП (Предварительный диагноз: Клиническая смерть, начаты реанимационные мероприятия. Данные пациента ФИО, год рождения; адрес клиники, контактный номер телефона). Фиксация времени введения препаратов.
  6. Ассистент при прибытии второго врача: принести на место проведения СЛР посиндромную укладку и дефибриллятор.
  7. Ассистент на месте проведения СЛР: расположить электроды дефибриллятора на груди пациента, включить АНД
  8. Второй врач: установить ларингеальную маску или воздуховод
  9. После включения АНД: выполнять манипуляции согласно голосовым подсказкам.
  10. Ассистент после анализа ритма или дефибрилляци: попытка обеспечения надежного внутривенного доступа. В случае невозможности установить внутривенный доступ, врач меняется с ассистентом для осуществления внутрикостного доступа.
  11. Ассистент: после катетеризации вены введение препаратов по назначению старшего бригады.

Постреанимационный период

  1. Оценка и мониторинг витальных функций ( ЧСС, АД, ЧДД, стурация)
  2. Поддерживающая терапия

Это должно быть в каждом помещении, где персонал проводит инвазивные процедуры. (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 2 ноября 2015 г. № 01И-1872/15 “Об обеспечении безопасного применения местных анестетиков”).

Рекомендуемый ПРОТИВОШОКОВЫЙ НАБОР (для процедурных, стоматологических кабинетов).

1. Раствор эпинефрин** 0,1 % в ампулах № 10

2. Раствор преднизолона** (30 мг) в ампулах №10 и/или раствор дексаметазона** (4 мг) в ампулах № 10 и/или раствор гидрокортизона** 100 мг - № 10

3. Дифенгидрамин** 1% в ампулах №10 и/или клемастин 0,1% - 2 мл и/или хлоропирамин** 2% - 1 мл

4. Сальбутамол** аэрозоль для ингаляций дозированный 100 мкг/доза №2

5. Раствор декстрозы** 40% в ампулах № 20

6. Раствор хлорида натрия** 0,9% в ампулах № 20

7. Раствор декстрозы** 5% – 250 мл (стерильно) № 2

8. Раствор натрия хлорида** 0,9% - 400 мл №2

9. Раствор атропина** 0,1% в ампулах №5

10. Этанол** 70% – 100 мл

11. Роторасширитель №1

12. Языкодержатель №1

13. Жгут №1

14. Шприцы одноразового пользования 1 мл, 2 мл, 5 мл, 10 мл и иглы к ним по 5 шт.

15. В/в катетер или игла (калибром G14-18; 2,2-1,2 мм) №5

16. Система для в/в капельных инфузий №2

17. Перчатки медицинские одноразовые 2 пары

18. Воздуховод

19. Аппарат дыхательный ручной (тип AMBU)

20. Ларингеальная маска

21. Надгортанные устройства для обеспечения проходимости дыхательных путей


Клинические рекомендации: Анафилактический шок// Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов; Общероссийская общественная организация "Федерация анестезиологов и реаниматологов" // 2025 г.

Изучение вопросов правовой ответственности врача и ассистента при оказании экстренной помощи

Врач стоматолог должен уметь:

1) Распознавать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме

2) Оказывать медицинскую помощь в экстренной и неотложной форме

3) Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме

4) Проводить реанимационные мероприятия

5) Проводить сбор жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)

6) Проводить физикальное обследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)

7) Знать принципы и методы оказания медицинской помощи пациентам в экстренной форме в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи

8) Проводить профилактику и лечение осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе непредвиденных, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, применения лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий, немедикаментозного лечения на стоматологическом приеме

(Выдержка из Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2016г. N227н

"Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог")


Ассистент врача стоматолога должен уметь:

  • Проводить первичный осмотр пациента, оценивать безопасность окружающей среды
  • Проводить оценку состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме
  • Распознавать состояния, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
  • Проводить мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации
  • Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
  • Проводить мероприятия по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи

Необходимые знания:

  Правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни

  Методика сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных представителей)

  Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)

  Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания

  Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации

  Порядок применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме

  Правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме, порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи

(Выдержка из приказа Министерства труда и социальной защиты российской федерации от 31 июля 2020 г. № 475н об утверждении профессионального стандарта "медицинская сестра / медицинский брат")

Контакты

Наши специалисты всегда готовы проконсультировать и провести обучение по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи.
egor.avgustinov@mail.ru
г. Москва
© Августинов Е. А., Экстренная и неотложная помощь в стоматологии, 2025 г.